О турбонаддуве сложено немало легенд. Например, есть владельцы, свято уверенные в том, что демонтаж турбины никак не повлияет на характеристики двигателя. Это не так.
Турбина начинает свою работу с первыми оборотами двигателя и заканчивает ее уже после того, как двигатель остановился. При первых вспышках в цилиндрах двигателя выхлопные газы из выхлопного коллектора сразу же попадают в улитку турбины и начинают вращать вал с крыльчатками. Пока обороты двигателя невелики, давление и скорость выхлопных газов недостаточны, поэтому компрессор турбины вращается на холостом ходу и просто перемешивает воздух. С ростом оборотов двигателя выхлопных газов выделяется больше, соответственно растут обороты турбины и компрессор уже не просто месит воздух, а эффективно сжимает его и посылает в двигатель, т.е. турбина выходит на рабочий режим наддува.
Турбины имеют маленький ресурс и не ремонтируются. Это не так.
Ресурс турбины на самом деле немногим меньше (из-за высоких тепловых нагрузок и точности подгонки деталей) ресурса двигателя, а при выполнении совсем несложных правил может даже превысить его.
Ресурс турбокомпрессора может снизиться либо из-за игнорирования рекомендаций производителей по эксплуатации турбированного мотора, либо из-за сбоя в работе систем двигателя.
Игнорирование рекомендаций – это несоблюдение периодичности замены масла, использование некачественного или нерекомендованного масла, перегазовки при непрогретом моторе, засорение воздушного фильтра. Ускоряет износ и выключение двигателя без предварительной выдержки работы в режиме холостого хода (турботаймер) после поездок на полной мощности и масляное голодание подшипников.
Отличаются ли бензиновые турбины от дизельных?
Технологически никаких отличий нет. Разница только в применяемых материалах, так как температурный режим бензиновых турбокомпрессоров несколько выше, чем дизельных, применяются более жаростойкие материалы.
Ремонтопригодность турбины зависит от степени износа деталей; в некоторых случаях турбину дешевле заменить, чем отремонтировать.
Турбонаддув значительно увеличивает расход топлива. Это не совсем так.
Воздух в цилиндры турбированного двигателя подается принудительно, а не только за счет движения поршня вниз, и в двигатель попадает большая, по сравнению с атмосферным мотором, масса воздуха. Как следствие появляется возможность подать в цилиндры и сжечь больше топлива, что и приводит к увеличению мощности и, соответственно, увеличению расхода топлива
Но многое зависит от стиля вождения, а в некоторых случаях и от конструкции двигателя.
Например, некоторые турбодизельные двигатели фирмы Volkswagen имеют при большей мощности меньший расход по сравнению с аналогичными атмосферными моторами.
Турбонаддув не требует особых навыков при эксплуатации. Это не совсем так.
На самом деле ничего сложного в эксплуатации турбонаддува нет, требуется лишь элементарная аккуратность:
— во-время меняйте масло и масляный фильтр,
— используйте нужные сорта масла,
— не перегревайте турбину (к перегреву приводят неисправности в системе зажигания или впрыска, длительная езда на высоких оборотах, после «прогона» на больших скоростях необходимо дать поработать двигателю на ХХ (холостом ходу) во избежание «теплового удара»).
— следите за состоянием воздушного фильтра (забитый воздушный фильтр создает повышенное сопротивление на всасывании, и производительность компрессора резко снижается, а также увеличиваются осевые нагрузки на ротор турбины, т.е. на осевые подшипники/подшипник).
Выключение двигателя (без предварительной выдержки работы в режиме холостого хода) значительно ускоряет износ турбины, поэтому установка турботаймера на турбированный мотор оправдана на 100%.
При запуске холодного двигателя масло в нем имеет высокую вязкость, масло с трудом прокачивается по зазорам; т.к. ещё не установились тепловые зазоры; происходит неравномерный нагрев разных деталей турбины, а следовательно, и тепловое расширение различных деталей идёт с разной скоростью. Поэтому при низкой температуре окружающего воздуха турбированный двигатель требует прогрева, т.е. работы без нагрузок.
Что такое турбояма?
Чтобы понять, что такое турбояма вспомните о том, что турбина – это насос. И как любому насосу турбине нужно сначала «наполниться», и только далее начинать качать. В рабочий режим наддува турбина выходит на определенных оборотах двигателя (при определенном количестве и скорости выхлопных газов), а при малых оборотах наблюдается эффект недостаточной мощности – т.н. турбояма
Логически, маленький насос наполняется быстрее, чем большой, но он не может прокачать столько же воздуха, сколько и большой, зато он быстрее сможет принять следующую порцию воздуха. Таким образом, маленькая турбина будет более отзывчива на нажатие педали газа, в то время как большая будет производить больше мощности. И решение этой проблемы – установка 2-х турбин (битурбо).
Другой фактор, который следует принимать во внимание, это то, что маленькая турбина более легкая, и ее крыльчатка имеет меньше инерции, соответственно ее проще раскрутить, но увы, она может пропустить через себя только ограниченный объем воздуха. Соответственно максимальная мощность у маленькой турбины меньше, но и турбояма (задержка между моментами наполнения) тоже меньше.
Турбину можно демонтировать, и на работе двигателя это никак не скажется. Это не так.
Изначально турбированный мотор конструктивно рассчитан на определенный объем подаваемого в цилиндры воздуха и, соответственно, топливной смеси. Конструкцией предусмотрена также пониженная степень сжатия для уменьшения детонации. После демонтажа турбины мощность и крутящий момент двигателя значительно уменьшаются (минимум на 50%) и, как следствие, значительно ухудшается динамика и увеличивается расход топлива.
При необходимости (например, при поломке турбины) турбину можно заглушить, но сделать это необходимо не создавая лишнего сопротивления на всасывающем и выхлопном патрубках. Лишнее сопротивление резко ухудшит характеристики и без того ослабленного (отсутствием турбины) двигателя. Т.е. он «просто будет тупым». Но! Ездить можно.
Двигатели с турбонаддувом имеют меньший ресурс по сравнению с атмосферными. Это не так.
Ресурс двигателей с турбонаддувом не меньше, чем ресурс атмосферных, поскольку они имеют соответствующий запас прочности.
У турбированного двигателя усилены вкладыши, более мощный коленвал, другие фазы газораспределения, по-другому отрегулированы и настроены топливная аппаратура, система зажигания и т.д.
Примечание: При установке турбины на изначально атмосферный двигатель существует большая вероятность снизить его моторесурс. При установке турбины на «атмосферник», в результате увеличения мощности, увеличивается детонационная и тепловая нагрузки на цилиндро-поршневую группу и кривошип, что негативно скажется на моторесурсе двигателя в целом.
Турбированный мотор может работать на любом качественном масле. Это не так.
Турбонаддуву приходится работать в очень не легких условиях – высокая температура, высокие скорости вращения, нагрузки на подшипники скольжения, которые изготовлены из специальных материалов с оптимально подобранными зазорами.
Подшипники скольжения надежно работают при температуре не более + 150 0C. При более высоких температурах возникает опасность разрыва масляного слоя в результате разжижения масла и др. причин. Кроме того, при высоких температурах обычные моторные масла быстро окисляются и теряют свои смазочные свойства. Поэтому, как автопроизводители, так и производители масел рекомендуют использовать только масло, предназначенное именно для двигателей оборудованных турбонаддувом. Причём каждая фирма рекомендует то масло для своего двигателя, на котором производидись все испытания двигателя и турбины.
Поскольку зазоры в парах (вал-подшипник и подшипник-корпус) очень малы и соизмеримы с размерами ячеек масляного фильтра, то следует также помнить о чистоте масла и состоянии масляного фильтра.
Турбированные двигатели быстрее изнашивают АКПП. Это не так.
Турбированный двигатель по конструкции кривошипа и выходного вала принципиально ничем не отличается от атмосферного, поэтому модель двигателя никоим образом не влияет на ресурс АКПП.
Более того, гидротрансформатор даже сглаживает эффект турбоподхвата, и езда становится более комфортной. Но если ездить по принципу «тапок в пол», то любая АКПП на любом автомобиле долго не проживёт.