Электронные актуаторы REA (Rotary Electronic Actuator) или SREA (Simple Rotary Electronic Actuator) устанавливаются на различные турбокомпрессоры с изменяемой геометрией и управляют движением лопаток. Следующие вопросы содержат ответы на распространенные проблемы REA/SREA.

Каковы симптомы возможного отказа электронного актуатора?

Существует несколько факторов, определяющих отказ актуатора:

  • Мигающая лампочка управления двигателем;
  • Полная потеря мощности, в результате чего автомобиль переходит в режим «limp home»;
  • Низкий наддув;
  • Повышенный наддув;
  • Шум от турбокомпрессора;
  • Коды неисправностей.

Как определить разъем REA/SREA?

Существует два типа электронных приводов. Как показано ниже, эти два типа (SREA/REA) можно определить по разной ориентации разъемов.

Почему электронные актуаторы выходят из строя?

Почему электронные актуаторы выходят из строя?

Обратите внимание: избегайте прикосновения к разъемам, чтобы снизить риск их повреждения.

Мое диагностическое оборудование выявило неисправность турбокомпрессора, виновата ли в этом электрическая неисправность?

Проверка кодов ошибок ЭБУ и исследование этих кодов очень важны и могут помочь вам быстро определить первопричину. Турбокомпрессоры находятся в одной цепи с другими датчиками, и неисправными могут быть именно они, а не турбокомпрессор. Мы видели примеры, когда неисправности турбонаддува регистрировались на диагностическом приборе, однако при изучении кода ошибки выяснялось, что виноваты форсунки.

Проверьте историю автомобиля на предмет прошлых проблем, таких как ранее зарегистрированные коды ошибок ЭБУ и замененные компоненты двигателя — особенно те, которые связаны с турбо.

При выключенном и холодном двигателе проверьте, можно ли увидеть или почувствовать связь между SREA/REA (это небольшая черная коробка, прикрепленная к впускной стороне турбокомпрессора) и рычагом корпуса подшипника турбокомпрессора. Если есть доступ, проверьте свободный ход на каждом конце рычага, должен быть небольшой люфт. Кроме того, проверьте, нет ли коррозии, которая может ограничивать движение, и проверьте, не отсоединилась ли тяга с каждого конца.

Во избежание повреждения электрического разъема используйте стопорные выступы.

Почему электронные актуаторы выходят из строя?
Почему электронные актуаторы выходят из строя?

Дальнейшее расследование:

  • Прочно ли расположен электрический разъем REA/SREA? Избегайте тянуть проводку напрямую, так как это может привести к повреждению.
  • Не повреждены ли фиксирующие язычки на разъеме?
  • Есть ли признаки попадания воды? Проверьте, нет ли воды или пятен под уплотнением разъема и в разъеме REA/SREA (для этого необходимо снять соединительные провода).
  • Повреждены ли стенки разъема или уплотнение? Проверьте стенки разъема REA/SREA на наличие повреждений или трещин.
  • Правильно ли подключены провода в жгуте и загерметизированы ли неиспользуемые места?
Проверьте стенку разъема REA/SREA на наличие повреждений или трещин.
Проверьте стенку разъема REA/SREA на наличие повреждений или трещин.

Наконец…

  • Включите зажигание, не заводя двигатель — свободно ли перемещается электронный привод? Примечание: некоторые приводы не будут двигаться, пока двигатель не запустится.
  • Появляются ли на приборной панели какие-либо предупреждающие индикаторы?
  • Запустите двигатель и снова прислушайтесь к шуму актуатора, если возможно, визуально проверьте перемещение актуатора.
  • Снова проверьте наличие предупреждающих лампочек на приборной панели. Если индикаторы появляются и видно движение актуатора, это может означать наличие электронной неисправности в другом месте автомобиля.
  • Выключите зажигание, рычаг привода должен быстро переместиться в «безопасное» положение. В некоторых случаях рычаг привода может продолжать движение, чтобы очистить путь лопатки форсунки, это, конечно, зависит от условий эксплуатации.

Если все вышеописанные действия были выполнены, все разъемы находятся в хорошем состоянии, движение привода свободное и нет признаков попадания воды, то, скорее всего, неисправность кроется не в турбокомпрессоре.

Если электронный (актуатор) привод вышел из строя, нужно ли проверять турбокомпрессор?

Очень важно проверить турбокомпрессор, даже если кажется, что проблема только в электронном приводе.

SREA и REA выходят из строя из-за заедания механизма изменяемой геометрии вследствие образования осадка или нагара. Когда механизм изменяемой геометрии заедает, он пропускает через двигатель больший ток, чем тот рассчитан, что приводит к перегоранию двигателя или выходу из строя пластиковых червячных шестерен. Это ограничение может снизить давление наддува и привести к тому, что автомобиль перейдет в режим «limp home mode».

При ремонте электронного привода червячная передача и двигатель должны иметь правильное соотношение, чтобы избежать немедленного выхода из строя. В большинстве случаев черная крышка и электроника внутри не затронуты неисправностью коробки передач и могут быть использованы повторно.

Если электронный привод не смог открыть лопатки узла соплового кольца при ускорении, турбокомпрессор также не будет работать эффективно. Если лопатки установлены в закрытое положение, это может привести к завоздушиванию двигателя или перерасходу топлива турбиной. В противном случае, если лопасти открыты больше, чем требуется, турбина будет иметь слишком большое «запаздывание» и медленно реагировать.

Являются ли электронные актуаторы взаимозаменяемыми?

Электронные приводы SREA / REA очень сложные и замысловатые. Они не взаимозаменяемы с различными редукторами или черными крышками. Настройки калибровки запрограммированы в программном обеспечении внутри черной крышки и уникальны для каждого турбокомпрессора. Даже ослабление крепежных болтов на приводе выведет его за пределы спецификации.

Почему электронные актуаторы выходят из строя?

Черный колпачок поврежден, можно ли его отремонтировать?

Каждая турбина калибруется по-разному, и электроника в каждой крышке программируется специально для этой турбины, поэтому она не является ремонтопригодной деталью. В этом случае необходимо заменить весь блок SREA или REA с правильными настройками калибровки. Неправильная калибровка электронного привода при установке на турбокомпрессор может привести к ухудшению характеристик или полному отказу.

Можно ли использовать припой для ремонта сломанных соединений в черной крышке?

Не рекомендуется использовать пайку для ремонта сломанных соединений в редукторе и черной крышке. Припой подвержен растрескиванию в условиях перепада температур и вибрации. По этой причине двигатель, дроссельный узел двигателя и разъемы не должны подвергаться точечной сварке.

Какие еще факторы могут привести к выходу из строя моего актуатора?

Неаккуратное обращение с турбоприводом — если разъем турбопривода был поврежден или ударен, он сломается, и потребуется замена всего блока.

Попадание воды — расположение турбо в моторном отсеке может означать, что электронный привод более восприимчив к попаданию воды. Привод может заржаветь и загрязниться, подавать неправильные сигналы и в конечном итоге сломаться.

Разъемы платы — разъемы проводов могут расширяться и сжиматься, в конечном итоге ломаясь и вызывая отказ электронного привода. Эта неисправность часто может остаться незамеченной во время ремонта и тестирования в мастерской, поскольку ее можно обнаружить только при изменении температуры.

Вибрация двигателя — постоянная вибрация от автомобиля может привести к износу электронного привода, что со временем приведет к его выходу из строя.