В преддверии второго запуска формата спринтерских гонок Формулы-1 мы вспоминаем, когда Формула-1 проводила нечемпионатские гонки.

Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Jim Clark
Grand Prix of Great Britain
Graham Hill in a Brabham BT34-Cosworth Lobster Claw.
Peter Gethin
Keke Rosberg, Grand Prix Of France
previous arrow
next arrow
Jim Clark
Grand Prix of Great Britain
Graham Hill in a Brabham BT34-Cosworth Lobster Claw.
Peter Gethin
Keke Rosberg, Grand Prix Of France
previous arrow
next arrow

Формат спринтерских гонок Формулы-1 в этом году, возможно, заставил разработчиков правил задуматься о том, как именно назвать новый стиль субботних соревнований, но нечемпионатские гонки не так новы, как кажется на первый взгляд. Для тех, кто достаточно стар, чтобы помнить, две гонки в уик-энд не являются чем-то совершенно новым.

В 1960-х и 70-х годах команды Формулы-1 с удовольствием участвовали во внечемпионатных гонках, часто состоящих из двух заездов, и из всех «бессмысленных» гонок, гонки в Брэндс-Хэтч и Сильверстоуне просуществовали дольше всех и имели наибольший престиж — даже если официально они были бессмысленными.

Чтобы вспомнить это эхо, предлагаем вашему вниманию некоторые из лучших гонок золотых десятилетий этого вида спорта.

Начав свой величайший сезон, Джим Кларк выиграл первый 40-круговой заезд, но во втором вывел свой Lotus из строя на повороте Bottom Bend под давлением своего друга Дэна Гурни. Затем американец выбыл из гонки три круга спустя, когда отказал двигатель его Brabham. А когда босс Гурни Джек Брэбхэм потерял масло, второй Lotus Майка Спенса одержал неожиданную победу. Так была заложена традиция Гонки чемпионов: неожиданные победы стали обычным делом.

Международный International Trophy 1970 года: Амон

Киви Крис Амон был одним из самых быстрых гонщиков Гран-при своего поколения, но, известный своим невезением, он выиграл только две гонки Формулы-1, обе из которых были нечемпионскими. Первой была гонка Silverstone International Trophy в 1970 году — и даже тогда он не финишировал на первом месте во втором заезде.

Амон выиграл первую гонку, а это означало, что во второй ему нужно было лишь удержаться в пределах 12 секунд от заметно усердствовавшего Джеки Стюарта, чтобы в сумме взять Трофей. Эта победа стала продолжением замечательного успеха этих самоуверенных новичков из March, соучредителями которой были, в частности, молодой гений дизайна Робин Херд и будущий президент FIA Макс Мосли. Стюарт уже побеждал на дебютной для 701-й машины Гонке чемпионов и на ГП Испании, за неделю до Сильверстоуна. Три победы в первых четырех гонках «Формулы-1» — но это был ложный рассвет. Больше у March никогда не было так хорошо.

Поговорим о результатах, вызывающих чувство радости. К 1971 году Грэм Хилл просто играл на время, несмотря на то, что его харизма с блеском в глазах поддерживала его в обществе. Но в Сильверстоуне в двух заездах Daily Express International Trophy, в возрасте 42 лет, Хилл бросил вызов скептикам и одержал свою первую победу в Формуле 1 с Монако 1969 года — и эта победа стала его последней в Формуле 1.

Примечательно, что у него еще была вдохновляющая победа в Ле-Мане за Matra в 72-м году. Но только в 75-м, в возрасте 45 лет, он неохотно прекратил карьеру, чтобы сконцентрироваться на владении командой — к тому времени он уже был далеко не на последнем месте. По трагической случайности в ноябре того же года, возвращаясь домой после тестов в Поль Рикар, он разбился в тумане в аварии, которая унесла жизнь не только его самого, но и четырех других членов команды, а также молодого перспективного Тони Бриза.

Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Graham Hill in a Brabham BT34-Cosworth Lobster Claw winning the XXIII BRDC GKN Daily Express International Trophy at Silverstone, England, 8 May 1971. (Photo by: GP Library/Universal Images Group via Getty Images)

Гонка чемпионов 1973 года: Нет второго Гетина

В начале 1970-х годов, когда команды Формулы 5000 начали терять интерес к нечемпионским гонкам, Формула 5000 заполнила сетки, но никто не ожидал, что один из грохочущих 5-литровых гоночных автомобилей сможет победить элиту Формулы 1. Но Питер Гетин сделал это на Chevron B24, показав один из величайших шокирующих результатов.

Значит, убийца гигантов? По правде говоря, гиганты убили сами себя, поскольку решающим фактором в Брэндс-Хэтч стал высокий отсев. В гонке, которую возглавляли Жан-Пьер Бельтуаз (Firestone, пожирающий шины BRM), Ронни Петерсон (сломанный дифф, Lotus), Майк Хейлвуд (неприятная авария, Surtees) и Денни Халм (отказавшее сцепление, McLaren), Гетин держался, набирал места и вышел вперед за два круга до финиша. В 71-м году Гетин уже выходил неожиданным победителем в нужное время и в нужном месте на самом близком финише Гран-при в Монце. Но мы утверждаем, что это было более значительное достижение.

Международный трофей 1978 года: Молодые панки зажигают под дождем

«Лучшая живая драма со времен Билла Гранди и The Sex Pistols». Именно так можно охарактеризовать мокрый «Интернешнл Трофи» 1978 года в Сильверстоуне, когда два молодых панка из Формулы-1 запустили ракету в заведение.

Первый ряд даже не выстроился, поулмен Ронни Петерсон был вынужден стартовать с пит-лейн, а Ники Лауда вообще не стал утруждать себя после того, как сошел с трассы на тренировке. В последний раз его видел маршал, который подсаживал его Brabham на вспаханное поле.

Что касается остальных, то только четверо из 15 стартовавших добрались до финиша. И там, в конце, был Кейджо «Кеке» Росберг, в костюме Теодора. Для Кике, участвовавшего в своей второй гонке Формулы-1, это было только начало.

Что касается другого «молодого панка», Дерек Дэйли позже сделает себе имя, катаясь на Tyrrells. Но в старом Hesketh в Сильверстоуне он был просто волшебен — он даже лидировал, пока наконец не присоединился к толпе, собравшейся в ограждении Woodcote.

Гонка чемпионов 1983 года: Росберг закрывает эпоху

Последняя (настоящая) Гонка чемпионов и последняя современная нечемпионская гонка Ф1. К тому времени Формула-1 была в руках Берни Экклстоуна, и «бессмысленные» гонки Формулы-1 считались именно такими… Всего 13 машин выстроились для участия в первой Гонке чемпионов с 1979 года, а столкновение на тестах в Поль Рикар стало окончательным отклонением.

Почему спринтерские гонки Формулы-1 не являются новой концепцией
Keke Rosberg, Williams-Ford FW08C, Grand Prix of France, Circuit Paul Ricard, 17 April 1983. (Photo by Paul-Henri Cahier/Getty Images)

Есть приятная симметрия в том, что тот же парень, который выиграл последний международный трофей Формулы-1 в Сильверстоуне, должен выиграть и последнюю Гонку чемпионов. К этому времени Кеке Росберг был новым чемпионом мира, крутя педали аккуратного, но значительно уступающего ему Williams FW08C. Но не в Брэндсе, где турбированная Ferrari 126C2B Рене Арну готовила свои шины. На старт вышел американский новичок Формулы-1 Дэнни Салливан, прилетевший прямо из Лос-Анджелеса, чтобы заменить в Tyrrell Микеле Альборето, который был связан кубком с Lancia, участвовавшей в мировом раунде спортивных автомобилей. Благодаря будущему победителю Indy 500, долгая и славная эра, по крайней мере, закончилась достойной борьбой. Салливан толкал Росберга изо всех сил, но хитрый гонщик Williams хладнокровно держал себя в руках. Битва DFV Cosworth, которая сама по себе является приятным возвращением к более простым временам, была завершена.

Будет ли F1 скучать по нечемпионским гонкам в последующие годы? Не совсем. Но выносливые британские болельщики скучали, несмотря на то, что в Брэндсе и Сильверстоуне обычно либо мокнут, либо замерзают. Современные спринтерские гонки действительно несут в себе отголоски — но не стоит ждать повторения истории.